Главная \ Об учреждении \ Историческая справка

Историческая справка

Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Таким образом, системе медико-социальной экспертизы Российской Федерации в 2008 году исполнилось 90 лет.

Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России и Челябинской области можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

  Первый этап – экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года

В XI – XIII в.в. основной задачей попечения сирых и убогих было «питание», но эта форма поддержки в виде подаяния или милостыни носила временный и непостоянный характер, хотя по предположениям была адресной. Основы медицинской помощи и просветительской деятельности заложены церковью, которой делались первые шаги по открытию больниц и богаделен для больных и увеченных людей. Со временем стали применять термин «инвалид», что в переводе с латыни означало - «не представляющий ценности», «вышедший из строя». В XVIII в. во времена Владимира Даля смысл, вкладывавшийся в слово «инвалид» был полон нескрываемого благородства и достоинства. В переводе с французского оно означало отслужившего заслуженного воина, неспособного к службе из-за увечья, ран, старости. До военной реформы в 1860 –1870 г.г. в России термин использовался для гарнизонной и караульной службы. Свое нынещнее толкование слово получило в начале прошлого века, когда им стали именовать не только покалеченных военнослужащих, но и людей, утративших трудоспособность.

Истоки общественного призрения (организованной формы благотворительности или социального обеспечения) в России восходят еще к правлению царя Ивана IV Грозного (Стоглавый собор в1551 г.), который обратился с увещеванием в каждом « граде устроити богадельни мужские и женские». В те времена существовал общегосударственный налог -«кормленый откуп», который поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям, считавшимся «недостаточными», в качестве жалования – «помоги». В XIII – XVIII в.в. государство проводило политику регламентирования деятельности монастырей и ограничения нищенства. Принимались первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями («Житный приказ» ведал дворами, где хранился запас зерна на случай голода, Патриарший Казенный приказ с начала XVII в. до1740 г. ведал содержанием московских богаделен, Аптекарский дворцовый приказ ведал полковой и медицинской службой, организацией лечения больных и раненых, аптечным делом). Вводилась государственная монополия на цены, раздачу хлеба в долг, право «перехода от феодала в другие земли».

Царь Всея Руси Федор III Алексеевич Романов (годы царствования с 1645 по 1676) своим указом предписывал, отделив в Москве «увечных людей от притворных нищих, первых поместить в двух отделениях, а здоровым лентяям дать работу». Все эти учреждения содержались на средства частных лиц или пожертвования. Суровые меры против « ленивых прошаков» принимал царь Петр I (годы царствования с 1682 по 1721), запрещая им подаяния, приказывая бить их батогами, выдворять их на место жительства, а возвращающихся к своему промыслу ссылать на каторгу. Однако требовал повсеместного устройства «гошпиталей» - приютов для призреваемых, заботился о помещении инвалидов в монастыри, приказывал строить по городам на церковных дворах приюты для беспризорных детей. В своем Указе Великий государь указал: «...в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за этими больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…».

Особую роль в развитии учреждений общественного призрения сыграла Екатерина II. В период ее правления (с 1762 по 1796 г.г.) допускалась денежная помощь нуждающимся (тем «кои не могут приобретать работою свое пропитание») в виде раздачи городским маклером в определенные сроки кружечного сбора. Екатериной II впервые в истории России законодательным путем была отменена система призрения при монастырях и установлена система общественного призрения для всех гражданских сословий. Организация и содержание учреждений системы общественного призрения (народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома, богадельни, дома для умалишенных и неизлечимо больных и др.) финансировались из государственной казны. Однако было оставлено в действии монастырское призрение воинских чинов. По Указу от 1762 г. надлежало лиц, «собственного пропитания не имеющих, а от военной и штатской службы отставленных по болезнями на пропитание в монастыри отослать». В этом же году появляется « инвалидно – поселенное призрение» или прообраз классификации инвалидности, по которому следовало унтер – офицеров и рядовых, «которые явятся к военной службе способные, тех определять в гарнизоны и другие службы, а других, кои никакой службы понести не могут, а в таких еще не престарелых летах, что могут на поселении с пользой умножать общую сельскую экономию, отослать в Казанскую губернию, а оставить при монастырях и богадельнях таковых только, кои по старости своей или увечью ни к одному ни к другому способными не окажутся».

В XVII – XVIII в.в. впервые входит в употребление понятие «реабилитация» (от латинского «делать вновь способным»), что по отношению к тому времени означало «вновь приобретенное грешниками право на ношение одежды». Такое наказание провинившихся практически лишало их статуса члена общества. Позднее термин стал использоваться юристами и понимался как «восстановление доброго имени, прав и достоинств человека» или «снятие обвинений и полное восстановление в правах, потерянных в результате судебного приговора». Применительно к медицине первым термин «реабилитация» использовал Риттер фон Буссе (1842 г.), который в своем трактате «Система призрения бедных» писал: «Лечащийся больной должен быть полностью реабилитирован. Пусть он поднимется к тому месту, с которого его сбросила болезнь, пусть он снова приобретет чувство личного достоинства и ним начнет новую жизнь».

Первые сведения о применении понятия экспертизы трудоспособности населения в России относятся к 1835 г., когда было организовано «Русское страховое общество». Регулярные военные действия в те годы выдвинули проблему оказания помощи «раненым и увечным» в форме назначения им денежного и «кормового» довольствия. Для этого была разработана классификация последствий ранений по степени их тяжести. Отечественный хирург Николай Иванович Пирогов в 1858 г. предложил трехразрядную оценку инвалидности для раненых в зависимости от способности выполнять трудовую деятельность. К инвалидам первого разряда относились лица с последствиями ранений и увечьями, не способные выполнять какой-либо род службы или занятия. Лица, которые не могли выполнить всякие занятия, относились к инвалидам второго разряда. Пострадавшие, неспособные выполнять любой труд и нуждающиеся в посторонней помощи, относились к инвалидам третьего разряда.

В 1905 г. Васильевым П.В. была разработана четырехгрупповая классификация инвалидности, которую стали использовать не только для «раненых и увеченных», но и для больных людей. Первая группа инвалидности устанавливалась лицам с полной потерей трудоспособности; вторая – лицам со значительно ограниченной трудоспособностью; третья – лицам с ограничениями трудоспособности средней степени; четвертая – лицам с ограничением трудоспособности слабой степени. Пенсии, сумма которых зависела от тяжести инвалидности, выплачивались работающим из специального фонда предприятия, который формировался за счет взносов самих работающих.

Бисальский К. (Biesalski) в 1906 г. впервые в Германии предложил систему учета инвалидов и начал создавать государственную систему «попечения», а позднее (в 1924 г.) говорил о новом социальном движении в системе здравоохранения, целью которого являлось восстановление социальной значимости лиц, получивших увечье.

Программа социального страхования трудящихся была разработана В.И.Лениным еще в 1903 г., но только в 1912 г. был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и увечья. До Октябрьской революции 1917 г. врачебная экспертиза трудоспособности была рассредоточена по различным ведомствам ( М.В.Вержбовский, 1971).

В 1908-1910 г.г. в ряде городов России организуются первые специальные медицинские экспертные учреждения – консультационные бюро врачей.  Первое такое врачебно-консультационное бюро было организовано в 1908 году в Екатеринославле, по инициативе медицинской общественности с привлечением частного финансирования, и в последующем послужило первичной моделью типовых экспертных учреждений, в последствие созданных во многих городах: Москве, Харькове, Баку, Одессе и других крупных торгово-промышленных центрах России на базе городских лечебных учреждений. Основной задачей созданных учреждений являлась оценка трудоспособности граждан, подвергшихся заболеванию либо травме, на основе лишь медицинских факторов, что на долгие годы сформировало концепцию «трудовой экспертизы» в ракурсе «медицинской модели», преобразованную в «медико-социальную модель» лишь в середине 90-х годов ХХ века. Вопросы финансирования созданных бюро решались за счет частного капитала, при этом рабочим выплачивалась пенсия из фондов, сформированных взносами самих же трудящихся.

В основе оценки трудоспособности с1910 г. лежала процентная шкала, заимствованная из практики врачебно – экспертных служб западных стран. Степень утраты трудоспособности определялась в процентах: полная утрата трудоспособности – 100%, сильнопониженная – от 70 до 100%, среднепониженная - от 40 до 70% и слабопониженная – от 5 до 40 %, причем измерения при таком подходе основывались на «приблизительном сопоставлении различных дефектов». Экспертиза проводилась без учета степени нарушений функций организма, социальных и профессиональных факторов и не позволяла полностью оценить возможности инвалидов к труду, а также определить пути восстановления их трудоспособности и дальнейшего трудоустройства. Никакой системы реабилитации в начале XX века не было.

 

  Второй этап – становление врачебно-трудовой экспертизы (1918 – 1929)

На этом этапе вопросы формирования врачебно-трудовой экспертизы решаются в рамках формирующейся системы государственного социального обеспечения трудящихся.

Как институциональная государственная структура экспертиза инвалидности зародилась в нашей стране после Октябрьской революции, когда основные положения страховой программы и врачебно-трудовой экспертизы были закреплены законодательно в декрете «О страховании на случай болезни», тем самым обеспечив право на социальное обеспечение для всех граждан.
      Совершенствование и преобразование службы экспертизы инвалидности всегда обусловливалось требованиями времени, объективной ситуацией социального развития общества и его потребностями по отношению к вопросам социального обеспечения инвалидов. 

Детищем Октябрьской революции исторически является врачебно – трудовая экспертиза. В первый год после революции проведение экспертизы трудоспособности было возложено на врачебно – контрольные комиссии (ВВК), созданные при больницах, подчиненных медико – санитарным отделам, а после введения декрета « О страховании на случай болезни» в декабре 1917 г. при страховых кассах.

Важной вехой является учрежденное Советом Народных Комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) 31 октября 1918 года «Положение о социальном обеспечении граждан», в котором значительное место отводится мерам по возвращению инвалидов к труду путем восстановления их трудоспособности, профессионального обучения и трудового устройства, также указывается на то что: «наличие инвалидности и ее степень устанавливается медицинской экспертизой».

В 1918 г. издан Декрет Совнаркома РСФСР об организации Народного комиссариата социального обеспечения. Гарантированные в1918 г. декретом Совнаркома РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся» права на социальную помощь диктовали необходимость юридического и медицинского заключения об утрате трудоспособности, для чего и были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. В их состав входили три врача - специалиста, представители профсоюзной организации и страховой кассы. БВЭ было дано право удостоверять медицинским освидетельствованием факт временной или стойкой нетрудоспособности, что было записано в первом « Кодексе законов о труде» (1918.). Использовалась новая процентно – групповая система определения инвалидности (пятигрупповая классификация инвалидности), которая предусматривала не только определение процентов утраты трудоспособности, но и установление возможности инвалида выполнять труд различной степени трудности и тяжести. В частности, третья группа инвалидности устанавливалась лицам, способным выполнять лишь самые легкие работы (утрата трудоспособности 45 - 60 %), четвертая группа определялась при утрате трудоспособности 30 – 45%). Значительное внимание уделялось мерам по восстановлению трудоспособности и возвращению инвалидов к труду путем профессионального обучения и трудоустройства. Руководство деятельностью БВЭ было возложено на отдел социального обеспечения и охраны труда при Наркомате труда РСФСР, а на местах – на соответствующие подотделы социального обеспечения и охраны труда при местных советах.

В 1920 г. БВЭ из Наркомата труда РСФСР переданы в Наркомат здравоохранения РСФСР, в ведении которого они находились до 1932 г., претерпев лишь в 1927 г. изменение названия на врачебные экспертные комиссии (ВЭК). В соответствии с « Положением о ВЭК» дополнительно вводится необходимость установления характера и причины инвалидности, а также заключения о восстановлении трудоспособности путем долечивания и переобучения.

С 1920-1921 гг. действовала шести групповая классификация инвалидности, созданная Н.А.Вигдорчиком. Николай Абрамович Вигдорчик (1874 –1954 г.г., врач, писатель по вопросам социального страхования и профессиональной гигиены), по поручению Народного комиссара социального обеспечения РСФСР Н.А.Милютина в 1921 г. разработал классификацию стойкой нетрудоспособности или так называемую «рациональную классификацию инвалидности», включавшую 6 групп инвалидности. 1 группа инвалидности – лица, не только не способные к труду для заработка, но и нуждающиеся в посторонней помощи для удовлетворения обычных жизненных потребностей; 2 группа – лица, не способные ни к какому труду, дающему заработок, но не нуждающиеся в постороннем уходе; 3 группа – лица, не только вынужденные отказаться от своей профессии, но и вообще не способные ни к какой регулярной профессиональной работе и могущие добывать средства к существованию лишь случайной временной и при том легкой работой; 4 группа - лица, вынужденные перейти к другой профессии, болен низкой квалификации; 5 группа – лица, вынужденные отказаться от своей обычной профессии и перейти к другой профессии такой же квалификации, 6 группа - лица, могущие продолжать прежнюю профессиональную деятельность, но с пониженной производительностью. В этой классификации впервые болезнь связывалась с социальными факторами, решался вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности, нуждаемости в переводе на другую работу либо полном освобождении от нее. С введением данной классификации во врачебно – трудовой экспертизе начал утверждаться принцип оценки тяжести степени нарушений функций и их сопоставления с требованиями профессиональной деятельности. Эта классификация с небольшими изменениями на 5 – групповую использовалась в России до 1932 г.

Используя эту классификацию инвалидности, врачебные комиссии наряду с установлением точного диагноза, оценивали условия труда и давали заключение о трудоспособности.

В этот период получила развитие экспертиза временной не трудоспособности на базе больничных касс. В 1924 году Совнарком утвердил «Положение о ВКК», предусматривающее его состав и функции. В 1927 году вышло в свет «Положение о Бюро врачебной экспертизы».

Особого внимания заслуживает попытка в этот период организации экспертизы трудоспособности по производственному принципу в виде создания специальных врачебно-экспертных комиссий (ВЭК) при крупных промышленных предприятиях.

Одновременно со становлением врачебной экспертизы в стране формировалась система трудоустройства инвалидов. Потребность в трудоустройстве слепых и глухонемых граждан привела к созданию в 1923 –1924 г. г. в ряде губерний России местных организаций слепых, которые в1925 г. учредили Всероссийское общество слепых (ВОС). В 1926 г. создано Всероссийское общество глухонемых, в последствие - глухих (ВОГ). Эти общества взяли на себя обязанности по профессиональному обучению и трудоустройству слепых и глухих граждан во всех доступных для них производствах, а также на собственных учебно – производственных предприятиях.

В этот период активно идет образование врачебно-трудовых экспертных комиссий в разных областях РСФСР и в том числе была организована сеть ВТЭК в Челябинской области.

Третий этап (1930 - 1940) - развитие врачебно-трудовой экспертизы

Уже в 30-е годы ХХ в. возникла очевидная необходимость совершенствования экспертных подходов с учетом возникновения множественных противоречий, порождающих социальное недовольство между представителями профсоюзов, врачами, больными и инвалидами, что отразилось в ряде постановлений ЦК ВКП(б), Наркомздрава и Наркомтруда, отметивших серьезные методологические несовершенствав организации деятельности экспертных комиссий и недооценке экспертами влияния внешней среды и социальных факторов на функционирование человека.

Постановление ЦК ВКП(б) от 28 сентября 1929 года послужило мощным стимулом к совершенствованию работы по врачебно-трудовой экспертизе в начале 30-х годов. Был пересмотрен состав врачей-экспертов, проведена проверка и изучен состав инвалидов, принято решение о создании научно-исследовательских институтов.

В 1929 г. в постановлении ЦК ВКП (б) «О Социальном страховании» намечены пути совершенствования врачебно – трудовой экспертизы и развития научно – методической работы в этой области. В соответствии с этим в стране начали создаваться специальные научно – исследовательские учреждения для комплексного решения проблем врачебно – трудовой экспертизы и трудоустройства инвалидов. В 1930 г. на базе областной больницы имени Бабухина в г. Москве был создан научный институт экспертизы трудоспособности Московского областного отдела здравоохранения (ЦИЭТ), осенью 1933 г. он перешел в ведение ВЦСПС и получил статус Центрального. В 1932 г. организованы Центральный научно- исследовательский институт трудоустройства инвалидов в г. Москве, Ленинградский институт труда инвалидов (ЛИТИН) и Ленинградский Научный институт врачебно – трудовой экспертизы (НИВТЭ), в 1932 –1934 г.г. организованы научно - исследовательские институты экспертизы трудоспособности в Харькове, Иванове, Горьком. В1935 г. оба ленинградских института объединены в Ленинградский научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЛИЭТИН). В 1937 г. после сосредоточения вопросов экспертизы трудоспособности, трудоустройства инвалидов и пенсионирования в Народном Комиссариате социального обеспечения,на базе двух московских институтов был создан Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Одной из причин образовани ЦИЭТИНА  указывалась остро назревшая необходимость разработки четких научно-методических основ экспертизы инвалидности, во избежании оценочного субъективизма врачей и необоснованных притязаний представителей соцобеспечения, профсоюзов, а иногда и граждан, порождающих конфликты. 

В 1931 г . БВЭ реорганизованы во врачебно – трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), на которые были возложены функции консультационного бюро по определению наряду с группой инвалидности характера работы, которая доступна инвалиду в виде оформления трудовых рекомендаций. Было утверждено первое «Положение о ВТЭК», в котором определялось профилактическое направление их деятельности, необходимость тесной связи с органами здравоохранения, социального обеспечения и профессионального трудоустройства.

Важным событием данного периода явилось введение 29 февраля 1932 г. Союзным Советом социального страхования трех групповой классификации инвалидности, четко регламентировавшей критерии для установления каждой группы с учетом показаний к работе в своей или другой профессии. 1 группа устанавливалась лицам, полностью утратившим трудоспособность и нуждающимся в постороннем уходе; 2 группа – лицам, утратившим способность к любому труду, 3 группа – лицам, неспособным к систематическому труду, но могущих использовать остаточную трудоспособность.В основу ее был положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов.

Введение трех групповой классификации инвалидности окончательно ликвидировало процентный принцип определения трудоспособности.

В 1933 году БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Общее число ВТЭК в 1940 году составило 1211.

В том же 1933 г. врачебно – трудовые экспертные комиссии переданы в ведение Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов (ВЦСПС), в 1937 г. сначала в Наркомат социального обеспечения РСФСР, а далее в Министерство социального обеспечения РСФСР, в ведении которого находятся до1991 г.

Важную роль в деле совершенствования врачебно – трудовой экспертизы , оценки трудовых возможностей инвалидов, приспособления их к труду сыграла работа Н.А.Вигдорчика по проблеме компенсаторного профессионального приспособления (1934г.) , когда инвалиды с выраженными дефектами продолжали трудиться благодаря сознательному волевому и внутреннему (подсознательному) биологическому приспособлению, привыканию к упражнению и достижению тем самым компенсации дефекта. Сформулированные Вигдорчиком Н.А. положения о профессиональном компенсаторном приспособлении применительно к практике ВТЭ и трудоустройства инвалидов нашли дальнейшее отражение в работах О.И.Гандиной, Л, Шульца, А.М.Зимкиной и других ученых при решении вопросов трудотерапии, профессионального тренинга, более активного использования в приспособлении инвалидов к труду рабочих протезов, вспомогательных технических средств, адаптации и эргономическому приспособлению рабочих мест у слепых, опорников др. категорий инвалидов.

К 1940 г . в России завершено становление ВТЭК и системы социального обеспечения инвалидов, функционирует 1211 комиссия, создана система трудоустройства инвалидов, которая включала профессиональную консультацию, профессиональное обучение и переобучение инвалидов. Стало возможным трудоустройство инвалидов не только третьей группы, но и 1 и 2 групп в артелях кооперации инвалидов, на государственных предприятиях и спец.цехах ВОС и ВОГ, а также в создаваемых спец.цехах для больных и инвалидов вследствие туберкулеза легких и заболеваний нервной системы и в надомных условиях труда.

Четвертый этап (1941 – 1955) – врачебно-трудовая экспертиза в военные  и первые послевоенные годы

      В годы Великой Отечественной войны определяющее значение имела подготовка к трудовой деятельности в тылу раненых на фрон­тах и получивших инвалидность солдат еще во время нахождения их на лечении в госпитале. Хозяйственные же организации благода­ря данному подходу получали возможность заранее отобрать и под­готовить необходимые трудовые кадры. Предварительная подготов­ка к трудовой деятельности являлась и продолжением трудотерапии, применяемой по отношению к больным. Подготовка раненых и ин­валидов к трудовой деятельности заключалась в первую очередь в восстановлении их трудоспособности. Для каждого инвалида важно было и правильно подобрать будущую профессию, исходя из его физического состояния, а отсюда – эффективно организовать режим обучения.

     Подобная трудовая реабилитация оказалась бы невозможной без врачебно-трудовой экспертизы. Великая Отечественная война выдвинула перед врачебно-трудовой экспертизой новые за­дачи, имевшие большое народно-хозяйственное значение. Органы социального обеспечения и здравоохранения решали проблему восстановления и возвращения к труду огромного числа лиц, по­страдавших на фронтах. А во время войны объем экспертной дея­тельности значительно вырос. Так, в 1941 году во ВТЭК РСФСР осви­детельствованы 1,4 млн человек, в том числе в порядке первичного освидетельствования – более 0,7 млн человек, в порядке переосви­детельствования – около 0,7 млн человек. В 1942 году объ­ем освидетельствования увеличился в 1,5 раза. По данным началь­ника управления врачебно-трудовой экспертизы, главного эксперта НКСО РСФСР А.Я. Авербаха, за 1943 год во ВТЭК освидетельствованы (первично и повторно) около 3,4 млн, а в 1944 году – 4,6 млн человек. В 1943 году – свыше 2 млн, а в 1944 году – около 2,8 млн человек признаны трудоспособными с теми или иными ограничениями и воз­вращено к труду.  Если на 1 января 1939 года в России насчитывалось 1 221 ВТЭК, по сообщению главного эксперта НКСО РСФСР А.Я. Авербаха, то на 1 января 1942 года – 1 070, а в 1944 году – 2 776. Одновременно число заседаний ВТЭК выросло на 70%. Увеличение числа заседаний шло за счет более частых освидетельствований инвалидов Отечественной во­йны с целью их долечивания, своевременного уточнения трудового прогноза, а также за счет членов семей военнос­лужащих. Если в 1940 году на одно первичное освидетельствование приходилось 0,8 повторных, то в годы войны и в послевоенный период это соотношение составляло уже 1:3 и даже 1:4.

       Врачи ВТЭК выполняли очень трудную и вместе с тем ответственную работу. Определение трудоспо­собности человека основано на синтезе медицинских, профессиональных и социальных факторов, что подтверждает сложность работы эксперта. Экспертиза военного времени показывала, что военные кон­тингенты в подавляющем большинстве случаев являются ограниченно трудоспособными инвалидами III группы в связи с тем, что у 85% из них имелись локальные поражения опорно-двигательного аппарата. В свою очередь инвалиды II группы с тяжелыми комбинированными дефектами приспосабливались к тру­ду в особых условиях, во многих случаях это было возможно только после восстановительного лечения. Затем предполагались при необходимости предварительное переобучение, специальная организация рабочего места и, наконец, трудоустройство. Исходя из этих понятий, переобучение (трудоустройство и приспособление к труду) определялись пути возвращения к труду инвалидов с различными дефектами. Учитывая приведенные положения, инвалиды Отечественной войны подразделялись на следующие три категории:

I – лица с множественными резко выраженными дефектами, делающими их совершенно не пригодны­ми ни к какому труду в условиях предприятия, учреждения или в сельском хозяйстве;

II – лица с резко выраженными комбинированными дефектами, которые при создании для них специ­альных условий в виде обеспечения транспортом, подсобным персоналом, организации рабочего места, приспособления станков, оборудования, а также при обслуживании в быту могли работать на предпри­ятиях, в учреждениях, в сельскохозяйственном производстве;

III – лица с выраженными дефектами одного органа. К этой группе относились лица с такими вы­раженными дефектами, которые незначительно ограничивали трудоспособность в своей профессии, на­пример, педагогической, счетной и т.п.

         К 1942 году перед ВТЭК остро встал вопрос о сроках освидетельствования инвалидов войны, расшире­нии сети комиссий для ликвидации очередности, работе врачей-экспертов по профориентации и органи­зации обучения инвалидов войны новым профессиям и т.п. Отделом врачебно-трудовой экспертизы НКСО РСФСР в марте 1942 года разработаны и разосланы на места: инструкция по профориентации, организации обучения и трудовом устройстве инвалидов войны для врачей-экспертов, работающих в госпиталях; ин­струкция для профконсультационных комиссий в госпиталях, предусматривающая принципы и положения при выборе профилей для обучения и трудового устройства инвалидов войны; классификация примерных профессий, которые могли быть рекомендованы при часто встречающихся дефектах конечностей; стан­дарт профконсультационной путевки, которая обеспечивала преемственность обучения, начатого в одном госпитале и законченного в другом. В феврале – марте 1942 года на основе сложившейся практики вра­чебно-трудовой экспертизы раненых и больных фронтовиков и мобилизации трудовых ресурсов на места было дано указание о более тщательном подходе при экспертизе трудоспособности неработающих инва­лидов III группы.

     Задача своевременного и квалифицированного обслуживания военных контингентов, увольняемых по болезни или ранению из армии, была разрешена организацией ВТЭК в тыловых эвакогоспиталях. О не­обходимости организации госпитальных ВТЭК говорилось с начала 1942 года. Их создание началось в со­ответствии с директивой НКСО РСФСР, НКЗ РСФСР и Главного санитарного управления Красной Армии. Так, в Челябинской области в 1942 году уже действовали 45 госпитальных ВТЭК. В госпиталях Курганской области было освидетельствованы только в 1943 году 4 858 инвалидов, в 1944 году – 1 024 инвалида. Качество экспертных решений в госпитальных ВТЭК было высоким в связи с тем, что в них участво­вали квалифицированные лечащие врачи эвакогоспиталей, а председательствовали опытные эксперты. Для выполнения вышеуказанной задачи к августу 1942 года увеличили также количество гражданских ВТЭК в тыловых областях. Сложившаяся к этому времени практика врачебно-трудовой экспертизы тре­бовала принятия нового положения о ВТЭК и введения врача-руководителя ВТЭК в аппарат НКСО АССР, облкрайсобесов для организационного и методического руководства всеми ВТЭК на определенной тер­ритории. В ноябре – декабре 1942 года проведена серия межобластных совещаний (в Иркутске, Москве, Свердловске, Новосибирске, Горьком) работников органов социального обеспечения с рассмотрением во­просов: об организации сети ВТЭК в связи с возросшим количеством освидетельствованных; о сотрудни­честве ВКК учреждений здравоохранения с ВТЭК при экспертизе трудоспособности; о практике работы ВТЭК конкретных областей; о роли врачей-экспертов в обучении и трудовом устройстве инвалидов во­йны; о пересмотре формулировок причин инвалидности.

     Практика работы ВТЭК в 1942 году по освидетельствованию инвалидов с последствиями военных травм, ранений и увечий требовала от научно-исследовательских учреждений, врачебно-трудовой экспертизы, органов социального обеспечения разработки новых критериев оценки трудоспособности этих контин­гентов, улучшения качества экспертных решений, укрепления связи органов социального обеспечения и здравоохранения, совершенствования сети ВТЭК. Для выполнения этих задач СНК СССР постановлением № 1936  от 5 декабря 1942 года утвердил новое Положение о ВТЭК.  В соответствии с вышеупомянутым положением о ВТЭК с 1943 года их деятельность осуществлялась только на базе лечебных учреждений, которые предоставляли экспертным комиссиям помещения и необходимое оборудование. Такое размещение комиссий способствовало улучшению контактов между ВКК и ВТЭК. Но находились ВТЭК в системе органов социального обеспечения. Такое требование сохранялось до начала 90-х годов. Важным обстоятельством, укреплявшим медицинскую сторону их деятельности, явилось то, что на должность председателя ВТЭК назначался один из двух врачей-экспертов. Третьим врачом в комиссии был главный врач лечебного учреждения, на базе которого работала ВТЭК. Членами комиссии оставались представители отдела социального обеспечения и профсоюзной организации. Так, в Курганской области в соответствии с новым положением о ВТЭК орга­низовано 29 районных, 2 городских и 1 областная ВТЭК. За 1943 год они освидетельствовали 10 833 инва­лида войны, 5 389 – инвалидов труда, 3 488 – членов семей военнослужащих. К функциям ВТЭК, выполняемым в мирное время, добавилось установление наличия или отсутствие связи инвалидности с пребыванием на фронте, обязательность оформления рекомендаций по обучению и трудоустройству инвалидов. Появилась новая категория инвалидов – инвалиды Великой Отечественной войны, которые, несмотря на тяжелые последствия ранений и травм, стремились продолжать трудовую деятельность.

       В действующей на тот период классификации 1932 г. не предусматривались трудовые рекомендации для инвалидов I и II групп, что затрудняло их приобщение к труду. В связи с этим в 1943 г. Народным комиссариатом социального обеспечения РСФСР было издано инструктивное письмо, в соответствии с которым ВТЭК было дано право устанавливать III группу инвалидности лицам с «выраженным анатомическим дефектом», сохранившим трудоспособность в своей профессии. В это же время вводится институт врачей – старших инспекторов по ВТЭ при областных, краевых отделах соцобеспечения и министерствах соцобеспечения автономных республик.

        В госпитальных ВТЭК освидетельствованы 4 858 инвалидов войны. Всего в области было освидетель­ствовано 24 568 человек. Некоторые инвалиды использовали свое право на обжалование решений го­родских и районных ВТЭК в областную ВТЭК. За 1943 год таких заявлений рассмотрено 128. Из них только в 18 случаях областная ВТЭК изменила решение райгор ВТЭК. В среднем на одно заседание при­ходилось по 25–30 человек. Сроки переосвидетельствования инвалидов выдерживались. Однако в связи с продолжающимся ростом числа инвалидов войны Курганский облсобес ставил вопрос об увеличении числа ВТЭК до 38. В 1944 году уже во всех городах и районах области действовали ВТЭК, которыми были освидетельствованы 52 048 человек.

        Врачебно-трудовые экспертизы Ивановского Облсо за четыре года освидетельствовали 524 тыс. че­ловек. Из них первичных – 227 000 человек, повторных – 297 000 человек. Причем через ВТЭК области прошли в 1944 году 179 000 человек, т.е. на 165% выше довоенного года. В 1944 году всего образовано 126 комиссий, из них 59 – городских и районных и 67 – госпитальных, тогда как в довоенное время имелось всего 44 комиссии. Новое положение о ВТЭК от 5 декабря 1942 года возлагало на них работу по изучению условий труда на предприятиях и в учреждениях, проверке правильности ис­пользования инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссии. Но повседневная практика работы ВТЭК свидетельствовала о том, что врачи-эксперты редко осуществляли выходы на предприятия, в учреждения и организации для выполнения этой задачи, о чем неоднократно отмечалось в инструктив­ных письмах НКСО РСФСР. Причин для этого было много. НКСО РСФСР решил эту проблему, и работникам ВТЭК позволили ввести в практику посещение предприятий обслуживаемого ими района за счет допол­нительного заседания ВТЭК. Перевод ВТЭК РСФСР на базу лечебных учреждений, расширение более чем в 2 раза сети районных, городских ВТЭК по сравнению с мирным временем, организация около 200 ВТЭК при поликлиниках крупных предприятий и узловых железнодорожных и водных станций, увели­чение на 70% числа заседаний ВТЭК. Все это удовлетворило в основном растущую потребность в экспер­тизе и обеспечило своевременное обслуживание инвалидов войны, а также рабочих и служащих.

      30 октября 1943 года издано инструктивное письмо НКСО РСФСР, предоставляющее ВТЭК право уста­навливать группу инвалидности по критерию «выраженный дефект». Практика работы ВТЭК по про­фессиональной реабилитации накапливалась, изучалась и рекомендовалась для внедрения НКСО РСФСР в инструктивных письмах. Так, в соответствии с вышеуказанным письмом комиссиям запрещено давать заключения о трудоустройстве без учета прошлой квалификации и профессиональных навыков свиде­тельствуемого. Но оставался нерешенным вопрос о пересмотре существующей классификации инвалидности и методики определения группы инвалидности. Для усиления работы комиссий создали институт врачей – старших инспекторов по врачебно-трудовой экспертизе, которые отвечали за органи­зацию сети ВТЭК и постановку экспертизы в республике, крае, области. Они входили в штат нар­комсобеса АССР или облкрайсобеса и назначались на должность Наркомсобесом РСФСР.

        В период войны ВТЭК приходилось проводить свою работу при крайне напряженном положении с вра­чебными кадрами. Поэтому к вопросу о закреплении специалистов на работе во врачебно-трудовой экс­пертизе и Наркомсобес РСФСР, и Наркомздрав РСФСР возвращались неоднократно. Так, в приказе НКСО РСФСР от 4 августа 1944 года наркомы социального обеспечения АССР, заведующие облкрайсобесов пред­упреждались о невозможности перемещений, увольнений врачей-старших инспекторов по ВТЭ. По дей­ствовавшему законодательству этот вопрос относился к ведению НКСО РСФСР. Архивные материалы сви­детельствуют, что не везде заняты ставки врачей-старших инспекторов по ВТЭ: в 1944 году только в 42 об­ластях РСФСР эти должности были укомплектованы. Кроме этого, органы здравоохранения на местах до­пускали отзывы врачей из ВТЭК без их замены, недооценивая значение работы по ВТЭ. Из-за этого ВТЭК были вынуждены не только сокращать число своих заседаний, но даже и прекращать работу при наличии очередей.

       Для закрепления врачебных кадров в системе социального обеспечения СНК СССР в октябре 1944 года по предложению НКСО РСФСР принял постановление о повышении окладов врачей-экспертов, председа­телей ВТЭК и врачей-старших инспекторов по ВТЭК. НКСО РСФСР получил лимит на литерное питание для врачей-старших инспекторов по ВТЭ на местах. Это позволило в 1944 году привлечь дополнительно к ра­боте во ВТЭК 1 920 врачей. Если в 1943 году во ВТЭК РСФСР работали 5 686 врачей, то в 1944 году – 7 606. На одну ВТЭК в среднем в 1943 году приходилось 2,6 врача, а в 1944 году – 2,7 врача. К концу 1944 года во ВТЭК РСФСР недоставало 745 врачей, в основном хирургов и невропатологов. Но, тем не менее, про­веденные организационно-кадровые и финансовые мероприятия позволили в 1944 году стабилизировать состав ВТЭК, увеличить его численность.

      По итогам ознакомления с работой ВТЭК в ряде краев и областей, управление врачебно-трудовой экс­пертизы НКСО РСФСР 15 декабря 1944 года направил на места Инструктивное письмо «О мероприятиях по улучшению работы ВТЭК». В письме отмечались ошибочные решения ВТЭК об установлении II группы большому числу инвалидов, хотя характер дефекта и состояние здоровья свидетельствовали об их огра­ниченной трудоспособности, т.е. инвалидности только III группы. Эта неправильная практика исключала из трудовой деятельности значительное количество инвалидов войны, а промышленность теряла трудо­вые резервы. Проведенные мероприятия по устранению недостатков, отмеченных в письме НКСО РСФСР от 15 декабря 1944 года, позволили сократить удельный вес инвалидов II группы по РСФСР с 38,1% на 1 ян­варя 1944 года до 33,9% на 1 января 1945 года. В целом работа над улучшением методики определения трудоспособности инвалидов войны позволила к маю 1945 года снизить удельный вес инвалидов II груп­пы до 32,4%.

      Профессиональное обучение как эффективный метод возвращения к трудовой деятельности недо­статочно использовалось органами социального обеспечения потому, что ВТЭК редко давали заключения о возможных профилях обучения инвалидов войны I и II группы. В практике их работы отсутствовало посещение врачами-экспертами и работниками райгорсобесов предприятий обслуживаемого района для выявления профессий и видов труда, на которых можно было бы наиболее полно использовать ограничен­но трудоспособных (III группа) и приспособить к трудовой деятельности инвалидов I и II группы.

      В качестве большой недоработки ВТЭК Секретарь ВЦСПС К. Николаева в 1942 году указала на то, что комиссии «не имеют разработанного списка профессий, которые могли быть рекомендованы инвалидам для переквалификации. Такой список необходимо разработать комиссии из представителей Наркомсо­беса, профсоюзов и специалистов – врачей и инженеров производственников различного вида труда». Недостатки работы ВТЭК по подбору профессий и определению необходимых условий труда могли быть устранены, если бы в работе ВТЭК участвовали представители профсоюзных организаций, как этого требовали Положение о ВТЭК от 5 декабря 1942 года, постановления Секретариата ВЦСПС от 11 декабря 1942 года и 8 июля 1944 года. Но это требование очень часто не выполнялось в райгор ВТЭК.

      В практике работы ВТЭК и в 1944 году допускались нарушения сроков переосвидетельствования ин­валидов войны, наблюдались очереди и значительная перегрузка на одно заседание (в среднем на одно заседание приходилось по 30 освидетельствований при норме 25). Причинами этих недостатков являлись экспертиза контингентов, не подлежащих освидетельствованию во ВТЭК; медленное развитие сети ВТЭК; неправильное определение источников финансирования ВТЭК. Положение улучшалось там, где органам социального обеспечения оказывали серьезную помощь местные власти. Так, анализ архивных материа­лов приводит автора к выводу о том, что работа ВТЭК, обслуживающих инвалидов в Москве на протяжении 1945 года поставлена значительно лучше, чем в 1944 году. Например, работа экспертизы проводилась 87 врачебными комиссиями, из которых: при районных поликлиниках – 44; при заводских и транспортных поликлиниках – 20; госпиталях – 22; городская ВТЭК – 1.

       В 1945 году ВТЭКи проделали большую работу по экспертизе населения. Проведено медосвидетель­ствований 381 800, из них: первичных – 131 800; повторных – 231 800; по вопросам отпусков – 18 200. Инвалиды ОВ первично освидетельствовались в районных и отраслевых ВТЭК – 56% и в госпиталь­ных – 44%. Врачами-инспекторами-контролерами в целях инструктажа и методических указаний сдела­но 405 выездов во ВТЭКи, 50 выездов на предприятия и проверено 11 450 актов освидетельствования. Председатели ВТЭК отчитывались о своей работе на 21 заседаниях райздравотделов, в 78 лечеб­ных учреждениях и в 32 фабзавкомах. Однако в течение 1945 года в городской ВТЭК поступило 5 541 (про­тив 4 559 в 1944 г.) жалоб и заявлений от инвалидов войны и труда на решения районных и госпитальных ВТЭК. В результате разбора этих жалоб и заявлений подтверждены решения ВТЭК – 4.063 или 73%; из­менены решения – 1.478 или 27% (в 1944 г. соответственно 78% и 22%).

    Значительно улучшилась работа по своевременному приглашению пенсионеров на переосвидетель­ствование во ВТЭКи. Если в 1944 году в Москве и области эта работа почти не проводилась, и пенсионеры о явке на переосвидетельствование не извещались, то в 1945 году они об этом были извещены в срок, а в отдельных случаях – посещались врачами на дому. В этой связи комиссиями рассмотрено свыше 1500 за­явлений об оплате пенсии за время «непрохождения переосвидетельствования», из них 50% – удовлет­ворительно, как неявившихся во ВТЭК по уважительной причинам (находящихся в больницах, команди­ровках и т.д.). К концу войны в РСФСР было 3289 ВТЭК, число освидетельствованных составило 5 497 549, число заседаний – 208 390, число врачей, участвующих в работе комиссий – 9217 человек.

       Таким образом, необходимо сделать вывод: незадолго до начала войны произошло объединение вра­чебно-трудовой экспертизы с работой по пенсионному обеспечению инвалидов в рамках НКСО РСФСР, что упорядочило работу ВТЭК. Война поставила новые задачи. Объем экспертной деятельности в годы войны увеличился почти в 4 раза, количество комиссий выросло в 2,3 раза, а число заседаний – на 70%. С 1943 года ВТЭК располагались на базе медицинских учреждений. Председателем назначался профес­сиональный врач-эксперт. За качество работы всех ВТЭК области или республики отвечал врач-старший инспектор по ВТЭК. Сеть и персональный состав ВТЭК утверждались непосредственно НКСО РСФСР. Тем не менее, анализ документов подтверждает, что кадровый состав врачей-экспертов не отличался ста­бильностью, порой срывались сроки переосвидетельствования, врачи-эксперты не регулярно выходили на производство для изучения условий труда и рационального использования инвалидов. Все это нега­тивно сказывалось на работе комиссий. В то же время, оценивая работу ВТЭК РСФСР в годы войны, автор приходит к выводу, что в целом они выполнили поручение правительства.

       Исторические события, связанные с последствиями Великой отечественной войны, непосредственно в военные и послевоенные годы, обусловили возросшую потребность развития сети учреждений ВТЭК в два раза при увеличении числа освидетельствований пострадавших людей в военных действиях в несколько раз. В период Великой Отечественной войны контингент инвалидов значительно изменился за счет роста лиц с последствиями огнестрельных, минно-взрывных ранений, поражением опорно-двигательного аппарата. Создавались госпитальные ВТЭК, которые сыграли большую роль в своевременном и квалифицированном обслуживании военных контингентов, увольняемых из армии по болезни или ранению.

       Во время Великой Отечественной войны резко возросли объемы экспертной деятельности ВТЭК, к 1944 г. функционирует 2776 комиссий, причем вновь создаваемые работают преимущественно при военных госпиталях (госпитальные ВТЭК), а также при поликлиниках крупных предприятий и узловых станциях железных дорог.

       Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 29.08.1942 г. на наркомов социального обеспечения возлагается персональная ответственность за трудоустройство и организацию обучения инвалидов Великой Отечественной войны новым профессиям. В соответствии с данным постановлением все инвалиды 3 группы мужчины в возрасте до 55 лет и женщины до 45 лет в обязательном порядке привлекались к труду, в противном случае они лишались пенсии. К 1944 г. в артелях кооперации работало 226 тыс. (около 53, 2 % инвалидов 2 группы и 85 % инвалидов 3 группы) работающих инвалидов (к 1947 г. работало 88, 7 % всех инвалидов войны), внедрялись разнообразные рабочие приспособления, облегченные условия труда, щадящие нормы выработки и режимы труда. В госпиталях наряду с лечением осуществлялось протезирование, обучение навыкам самообслуживания и передвижения, приспособление инвалидов к выполнению трудовых приемов в прежней или новых профессиях. В лечебно – трудовых мастерских при госпиталях инвалиды обучались работе в станочных, столярных и др. профессиях, ремонту часов, фотографии и др.

      Подход к организации трудотерапии и трудоустройства инвалидов войны в России предвосхитил сформированные позже в США и Англии принципы медико – социальной реабилитации инвалидов.

     В послевоенные годы в России продолжается совершенствование методов реабилитации инвалидов и нормативных документов по установлению инвалидности. В 40-60- е годы появилось новое направление – медицинская реабилитация, в основе которой лежала специализированная помощь пострадавшим с ампутационными культями конечностей, тяжелыми повреждениями черепа, головного и спинного мозга, позвоночника.

          В 1945 году в ЦИУВЭКе на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

        Состоявшийся в 1948 году 1-й Всероссийский съезд врачей-экспертов подвел итоги огромной работы, проведенной в военные и послевоенные годы. Главной задачей съезд признал разработку новой инструкции по определению групп инвалидности с учетом тех дефектов, которые выявлялись в практической деятельности.

          В первые послевоенные годы трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение и становится всенародной задачей. Уже годы войны развертывается широкая сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. Большая и комплексная работа по восстановлению трудоспособности и возвращению израненных и покалеченных воинов развернулась в госпиталях, где на ряду с лечением осуществляется протезирование, приспособление инвалидов к выполнению трудовых функций в прежней или новой профессиях. Сложность проблемы трудоустройства инвалидов войны потребовала мобилизации научных коллективов и практических работников здравоохранения, образования, социального обеспечения и других ведомств. Накопленный опыт в довоенный период и, особенно, во время Великой Отечественной войны, по существу, предопределил основные идеи, заложенные в современной концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Утверждена «Инструкция по назначению велоколясок инвалидам» от 31.08 1948 г. №544.

         За эти годы в стране была создана широкая сеть специализированных средних, высших учебных заведений и санаторно-курортных учреждений для лечения, реабилитации и обучения инвалидов. 

 

  

      Пятый этап (1956 - 1994) – совершенствование врачебно-трудовой экспертизы

На этом длительном этапе создавалась и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. 

В 1956 году создана Инструкция по определению групп инвалидности (утв. Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г.). Инструкция сохранила трех групповую классификацию инвалидности, утвержден «перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно». Фактически инструкция использовалась учреждениями ВТЭК вплоть до 1997г. В инструкции скорректированы критерии для установления групп инвалидности, предусмотрены трудовые рекомендации инвалидам I и II групп, введено понятие «выраженный анатомический дефект», установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно». Новая инструкция предусматривала возможность продолжения работы при отсутствии медицинских противопоказаний по рекомендации ВТЭК инвалидам всех трех групп инвалидности, но в разных условиях труда. Инвалиды 3 группы могли работать в обычных производственных условиях, а инвалиды 1 и 2 групп – в специально созданных производственных условиях или на дому. Разграничение условий труда на обычные и специально созданные способствовало совершенствованию форм организации труда инвалидов, определило дифференцированный подход трудоустройства инвалидов в зависимости от степени снижения трудоспособности. Министерством социального обеспечения РСФСР утверждено «Положение о старшем инспекторе по врачебно-трудовой экспертизе отделов социального обеспечения» от 02.10.1954 г. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводили свою работу в лечебных учреждениях и находились в ведении органов социального обеспечения. В состав комиссии входили три врача-эксперта по основным специальностям, представитель отдела социального обеспечения и представитель профсоюзной организации.  Утвержденны Методические указания Управления врачебно-трудовой экспертизы Министерства социального обеспечения РСФСР об определении причин инвалидности от 20 декабря 1956 г.

В эти годы врачебно-трудовая экспертиза больным, инвалидам проводилась в районных больницах врачами лечебниками с участием работников отделов социального обеспечения и работников профсоюзных организаций районов.

В 1963 году, а затем в 1984 году было принято Типовое положение о Врачебно-трудовой экспертной комиссии (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 21.12.1984г. №1255), а также ряд других нормативных документов, определяющих место ВТЭК в складывающейся в стране системе социально-трудовой реабилитации инвалидов.

Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональная ориентация инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям и т.п.

Повышению качества экспертизы стойкой нетрудоспособности способствовали организация с 1955 г. стационарной экспертизы, специализированных ВТЭК (туберкулезных и психиатрических), создание высших ВТЭК (республиканских, краевых, областных). На них возлагалось методическое руководство, контролирующие функции, консультативная деятельность. В последующие годы сеть специализированных ВТЭК расширилась за счет создания офтальмологических, онкологических, кардиоревматологических, травматологических комиссий.

В 1956 г . Советом Министров РСФСР было утверждено новое «Положение о ВТЭК» и четко сформулированы ее функции. Переиздана «Инструкция по определению групп инвалидности», согласно которой предусматривалась возможность продолжения работы при отсутствии противопоказаний по рекомендации ВТЭК инвалидам всех трех групп инвалидности, но при разных условиях труда. Инвалиды 3 группы могли работать в обычных производственных условиях, а инвалиды 1 и 2 группы в специально созданных условиях и на дому. Утвержден новый «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается ВТЭК без указания срока переосвидетельствования», утверждена «Инструкция по определению медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей с ручным управлением и мотоколясок». В соответствии с Инструкцией 1956 г. инвалидность врачебно – трудовыми экспертными комиссиями устанавливалась гражданам РФ вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия. Трудоустройству инвалидов 1 и 2 групп в этот период способствовало расширение сети специализированных цехов в артелях Российской промысловой кооперации, в которую в 1953 г . были переданы артели инвалидов. В конце 1958 г. в 855 артелях промысловой кооперации работали инвалиды всех трех групп инвалидности.

Согласно изданному в 22.02.1957 г. Приказу министра социального обеспечения РСФСР и министра здравоохранения РСФСР №33/183 « О возложении на ВТЭК функции по определению медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок и об организации обучения инвалидов вождению мотоколясок» областные, краевые, республиканские (АССР), городские, городов республиканского (РСФСР) подчинения врачебно-трудовые комиссии продолжили практику определения медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок, а органы здравоохранения обеспечивать обучение инвалидов вождению мотоколясок в госпиталях для инвалидов Отечественной войны и в институтах ВОСХИТО.

Дальнейшее развитие службы ВТЭ и повышение требований к качеству экспертизы и вопросам трудоустройства инвалидов в начале 70-х годов потребовали постоянной подготовки и повышения квалификации врачебных кадров. В 1960 г. в Ленинграде создан Институт специализации врачей-экспертов (ИСВЭ), который в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР 31.12.1970 г. №2730-р реорганизован в Ленинградский институт усовершенствования врачей – экспертов (ЛИУВЭК). С организацией ЛИУВЭКа (с 1996 г. – Санкт - Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов) в стране была создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачебных кадров для службы ВТЭ, а в дальнейшем и учреждений медико-социальной экспертизы.

В 1963 г. после принятия постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС «О мерах по снижению инвалидности среди трудящихся и улучшению врачебно – трудовой экспертизы» было утверждено новое «Положение о ВТЭК» от 11.03.1963 г. №299. В Положении наряду с определением степени стойкой утраты трудоспособности и установлением группы и причины инвалидности на ВТЭК возлагалось определение для инвалидов условий и видов труда, доступных им по состоянию здоровья, содействие восстановлению трудоспособности инвалидов (восстановительное лечение, протезирование, профессиональное обучение), изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях. В этот же период в целях повышения качества ВТЭ особое внимание было обращено на организацию выездных заседаний ВТЭК, создание специализированных комиссий, а также общественных советов при ВТЭК. Врачебно-трудовые комиссии, находящиеся в ведении органов социального обеспечения стали подразделятся на: а) городские и межрайонные, состоящие из трех врачей-экспертов (терапевта, хирурга, невропатолога), представителя органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации, б) городские и межрайонные для лиц, больных туберкулезом на базе противотуберкулезных диспансеров, в) городские и межрайонные для лиц с психическими заболеваниями на базе психоневрологических диспансеров и больниц, г) городские и межрайонные для экспертизы трудоспособности лиц с заболеваниями и дефектами органов зрения на базе городских и межрайонных поликлиник, д) городские и межрайонные для экспертизы трудоспособности лиц с онкологическими заболеваниями на базе онкологических диспансеров.

В 1964 г. в связи с принятием закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» на ВТЭК возлагалась обязанность по проведению экспертизы трудоспособности членов колхозов и их семей. В этот год в России было освидетельствовано 315 тыс. колхозников.

В 1967 г . ЦИЭТИН утвержден головной научно – исследовательской организацией в стране по проблеме врачебно – трудовой экспертизы и социально – трудовой реабилитации инвалидов.

Министерством здравоохранения СССР и Госпланом СССР 01.07.1969 г. утвержден «Перечень медицинских показаний на получение инвалидами Отечественной войны и другими инвалидами из числа военнослужащих автомобилей «Запорожец» с ручным управлением». В 1970 г. издан «Список профессиональных заболеваний», Министерством здравоохранения СССР и Госпланом СССР утвержден новый «Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением» от 11.08.1970 г., а в апреле 1975 г. внесены изменения в «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно». Это позволило освободить от переосвидетельствования многих инвалидов Отечественной войны. Впоследствии Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982 г. №72 введены «Методические указания по применению перечней медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок и автомобилей «Запорожец» с ручным управлением», применяемые до настоящего времени.

В этот же период отмечается снижение трудовой занятости, связанной, в первую очередь, с ликвидацией промысловой кооперации. Артели инвалидов были расформированы или переданы в состав предприятий министерств местной промышленности, легкой промышленности и бытового обслуживания населения. Однако большинство УПП ВОС И ВОГ продолжали эффективно работать по производству бытовой техники и большого ассортимента товаров народного потребления. В рамках ВОС создаются школы восстановления трудоспособности поздно ослепших граждан в г. Волоколамске, Чебоксарах, Бийске, открывается Кисловодское училище по подготовке массажистов, в рамках ВОГ – политехникум в г. Павловске. В 1987 г. создано Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), но без соответствующей финансовой поддержки государства и не имея собственной производственной базы оно не заняло должного места в системе профессиональной реабилитации инвалидов.

Еще в 1975 г. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) предложена «Международная классификация нарушений, ограничений трудоспособности и социальной недостаточности», которая впервые рассматривала ограничения трудоспособности человека в контексте ограничения способности не только к трудовой деятельности, но и к самообслуживанию, передвижению обучению и др. категориях жизнедеятельности. Эта классификация и принятая ВОЗ в1989 г. «Международная номенклатура нарушений, ограничений и социальной недостаточности» послужили основой для формирования в нашей стране новых представлений об инвалидности и критерии для ее определения.

В 1984 г. Госкомтруд СССР утверждает новый акт освидетельствования и Инструкцию о порядке заполнения «Дела освидетельствования во ВТЭК», а в1985 г. Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС утверждается новое Положение о врачебно – трудовой экспертных комиссиях.

Серьезные преобразования государственного строя в 90-е годы (перестройка, распад Союза ССР) повлияли и на решение вопросов социальной защиты инвалидов и создания им равных возможностей и на организацию медицинской экспертизы нетрудоспособности.

Наряду с политическими и социальными изменениями в стране и международном сообществе происходит трансформация представлений об инвалидности и положении инвалидов в обществе.

В 80-90 годы международное сообщество и Всемирная организация здравоохранения опубликовали серию работ о новых подходах к определению инвалидности, основанных на функциональных нарушениях и ограничениях жизнедеятельности. С этого времени начала формироваться система медико-социальной экспертизы в нынешнем ее виде и в России.

Шестой этап (с 1995г. – по настоящее время) – формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России

В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт «медико-социальной экспертизы».

Введение Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», было определено новое понятие «инвалид», основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие «реабилитация инвалидов» и «индивидуальная программа реабилитации инвалидов», а также возложены функции признания граждан инвалидами на федеральные учреждения медико – социальной экспертизы. В новой трактовке «инвалид» - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

На учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются задачи не только по установлению группы, причины и сроков наступления инвалидности, но и по определению потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы". В соответствии с которым в субъектах Российской Федерации начался процесс по созданию на базе врачебно-трудовых экспертиз учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами» было утверждено Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико – социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико – социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997 г. №1/30.

В течение 1996 г. велась работа по упразднению врачебно- трудовых экспертных комиссий, и началось создание государственной службы медико- социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ. К 1998 году во всех субъектах РФ завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 года в стране функционировало 1573 бюро МСЭ и 274 состава главных бюро МСЭ. В таком статусе система просуществовала вплоть до 2005 года.

Постановлением главы администрации Челябинской области от 18.11.1996г. №665 «О реорганизации врачебно-трудовых экспертных комиссий» определены направления реорганизации учреждений ВТЭК в государственную службу медико-социальной экспертизы.

01.09.1997г. было принято постановление Губернатора Челябинской области №637 «О создании государственной службы медико-социальной экспертизы Челябинской области» на базе врачебно-трудовых экспертных комиссий. Таким образом, в 1997г. по прошествии 79 лет существования прекратили свою деятельность врачебно-трудовые экспертные комиссии Челябинской области, и началась деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.

Государственная служба медико-социальной экспертизы Челябинской области просуществовала с 01.09.1997г. по 01.02.2005г.

В 1998 г. с целью единообразного подхода к применению нормативных документов по установлению инвалидности и сохранения принципов преемственности в учреждения государственной службы медико – социальной экспертизы было передано освидетельствование детского населения, которое ранее осуществлялось в лечебно – профилактических учреждениях. Началось формирование и развитие сети педиатрических бюро медико – социальной экспертизы.

Принятый в 1998 г. Федеральный закон №125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возложил на учреждения МСЭ обязанность по разработке программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

По установлению степени утраты профессиональной трудоспособности введены и ныне действуют: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 г. №56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».

Распоряжением Правительства РФ №274-р от 22.02.2000 г. на базе реорганизуемых Центрального научно – исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Центрального научно – исследовательского института протезирования и протезостроения (ЦНИИПП) был создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный научно- практический центр медико – социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» (ФГУП ФЦЭРИ), Генеральным директором которого был назначен профессор Сергей Никифорович Пузин. ФЦЭРИ осуществлял свою работу в соответствии с основными направлениями государственной политики по социальной защите инвалидов и других социально незащищенных групп населения, разрабатывал и внедрял методические, правовые и организационные основы функционирования государственной службы медико – социальной экспертизы, службы медико – социальной реабилитации и реабилитационной индустрии.

Началом очередного этапа развития государственной службы медико – социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» изданы Постановление правительства РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении Положения о Федеральном агенстве по здравоохранению и социальному развитию» и Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико – социальной экспертизы» согласно которых определено, что к федеральным государственным учреждениям медико – социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико – социальной экспертизы и главные бюро медико – социальной экспертизы, имеющие филиалы – бюро медико – социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико – социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию (с июня 2008 г. в ведении Федерального медико-биологического агенства).

В соответствии с указанным выше распоряжением Правительства №1646-р ФГУП «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Тем самым было создано новое звено в структуре медико-социальной экспертизы.

С января 2005 года учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы во всех субъектах Российской Федерации реорганизуются в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы «Главные бюро медико-социальной экспертизы» по субъектам Российской Федерации.

02.02.2005г. начало осуществлять свою деятельность Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области».

Введены новые нормативно – правовые документы по медико – социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 г. №535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы» и Постановление Правительства РФ то 20.02.2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвердившее Правила признания лица инвалидом, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.11.2004. г. №287 утверждена форма индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) (в последствие в августе 2008 г . утверждены и с 01.10.2008 г. введены новые формы ИПР инвалида и ИПР ребенка – инвалида).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №247 «О внесении изменений в правила признаний лица инвалидом» определен новый порядок установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории ребенок – инвалид до достижения 18 лет) и введен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок – инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом ( установления категории «ребенок – инвалид»).

Новый этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008г., когда в соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 №423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы было ликвидировано. Функции упраздняемого Росздрава были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России), таким образом Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» (ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области») передано в ведение Федерального медико-билогического агентства России.

Согласно Положению о Федеральном медико-биологическом агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве"), ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию проведения медико-социальной экспертизы.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.04.2011г. № 295н был утвержден Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы. Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы - это сводный документ, который обобщает всю нормативно-правовую базу по медико-социальной экспертизе и прописывает общий порядок работы МСЭ простым, четким и доступным языком, что очень важно для граждан, которым непросто ознакомиться со всеми документами, который регламент объединяет. С его помощью человек будет знать, какие требования избыточны. Административный регламент предусматривает описание последовательности действий не только гражданина, но и специалистов, предоставляющих эту государственную услугу.
    В регламенте впервые были четко прописаны сроки предоставления услуги - после подачи заявления на проведение экспертизы выделено максимум 30 дней. Указан полный перечень необходимых документов при подаче заявления гражданином, а также требования к условиям и организации обслуживания лиц направленных на освидетельствование. Кроме того, подача заявлений, получение направлений и получение решений федеральных государственных учреждений МСЭ может осуществляться в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг.
 

   Согласно Распоряжению Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 2194-р путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" (г. Челябинск) было создано федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" (г. Челябинск).

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
     Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Указом, были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.
    Согласно Распоряжению Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 1270-р к ведению Минтруда России отнесены федеральные казенные учреждения медико-социальной экспертизы, в числе которых и Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области». 
     В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012г. № 610, и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012г. № 1270-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 267 от 25.09.2012г. Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
      Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 267 от 25.09.2012г. утверждены изменения в устав Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области", утвержденный приказом ФМБА России от 19.05.2011 г. № 99у, с изменениями, внесенными приказом ФМБА России от 14.03.2012 г. № 11у.
      Изменения в Устав Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, зарегистрированы ИФНС Калининского района г. Челябинска 23.10.2012 г.
    С 23.10.2012 г. Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Сокращенное наименование учреждения по Уставу: ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России. 
 

В 2013г. в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» был принят целый ряд нормативно-правовых документов регламентирующий деятельность учреждений медико-социальной экспертизы:
      Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 февраля 2013 г. N 42н
"Об утверждении нормативов оснащения учреждений главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации специальным диагностическим оборудованием", утверждены нормативы оснащения учреждений главных бюро медико-социальной экспертизы специальным диагностическим оборудованием.

     Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.02.2013г. № 65н утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
    Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. N 214н утверждены классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р".
 

      В настоящее время в федеральных учреждениях медико – социальной экспертизы работает более 10 тыс. врачей и специалистов, почти половина которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Выполняя задачи по определению потребности инвалидов в мерах, средствах реабилитации и реабилитационных услугах, по разработке ИПР и оценке эффективности их реализации федеральные учреждения МСЭ тесно взаимодействуют с лечебно-профилактическими учреждениями, службой занятости населения, региональными отделениями Фонда социального страхования, протезно – ортопедическими предприятиями и другими заинтересованными службами.

За свою многолетнюю историю учреждения ВТЭК/МСЭ неоднократно реорганизовывались. За время прошедшее со дня создания первых врачебно-трудовых экспертных комиссий ситуация в медико-социальной экспертизе в значительной степени изменилась в лучшую сторону повышен статус учреждений медико-социальной экспертизы, улучшается их финансирование и материально-техническое оснащение.

© Автор – составитель Кедров П.С.

2010-2018г.

вернуться в начало статьи>>

Календарь событий

1
На сайте доступно
звуковое сопровождение
Для его использования выделите
текст и кликните по иконке